Вино Chateau Mouton Rothschild (Шато Мутон Ротшильд) — история создания шедевра французских виноделов, обзор

Chateau Mouton-Rothschild: история вина и семьи

Так уж сложилась история клана Ротшильд, что их фамилия у большинства людей обычно вызывает ассоциации с огромными деньгами, с хитроумными и не всегда в полной мере отвечающими моральным принципам финансовыми операциями, с мировой экономической и политической элитой и так далее. Однако знатоки вин прекрасно осведомлены о том, что фамилия «Ротшильд» является ещё и брендом для одной из наиболее качественных винных марок.

Ничто человеческое Ротшильдам не чуждо

Когда у человека появляются существенные финансовые возможности, рано или поздно он начинает ценить то, что делает его жизнь роскошной и утончённой. Натаниэль Ротшильд, представитель французской ветви семейства Ротшильдов, в середине XIX века активно занимался фамильным делом, то есть банковскими операциями. Преуспев в этом деле, он в определённый момент жизни подумал, что пора бы пожить и в собственное удовольствие и реализовал эту мысль, приобретя в 1853 году в Бордо замок Шато-Мутон, один из главных замков знаменитого региона.

К названию замка с тех пор прибавили фамилию «Ротшильд», что и повлияло на образование одноимённого винного бренда. Как и во всех старинных шато Бордо, в Шато-Мутон издревле производили собственное вино. К числу элитных оно не относилось, просто потому, что никто серьёзно не занимался этой частью жизни замка, однако по своему потенциалу это вино было очень перспективным и часто использовалось Ротшильдом для угощения своих гостей как в замке, так и в парижских апартаментах. Но это всё лишь начало истории, а основная заслуга в появлении знаменитого вина Rothschild принадлежит внуку Натаниэля, барону Филиппу Ротшильду, который в двадцатые годы прошлого века решил сосредоточить свои усилия на развития семейного вина, так ему понравившегося.

Именно Филипп Ротшильд стал внедрять в производство вина новые принципы, при которых владельцы виноградников не отдавали разлив вина на откуп негоциантам, а вели всю технологическую цепочку (производство – разлив по бутылкам – продажа) самостоятельно. Впоследствии это стало основным принципом для всех современных французских виноделов. Помимо этого, Ротшильд активно применял новые технологии – с их помощью он возвёл винные погреба, которые находились не под землёй, как традиционные, а не её поверхности. Вторая Мировая война нанесла существенный удар по производству вина марки Rothschild, однако после возвращения в ранее оккупированные немцами свои владения Филипп Ротшильд сумел не только восстановить прежние позиции, но и добиться в семидесятые годы своему вину высшей категории качества для французских вин. Так что в 1988 году, когда Филипп Ротшильд скончался, он оставил своей дочери Филиппине завидное наследство.

50 миллионов бутылок в год

Баронесса Филиппина Ротшильд стала достойной наследницей отца на посту главы семейного винодельческого производства. Она не только сумела сохранить традиции, но и активно стала продвигать винный бренд Rothschild на международном рынке, продолжая взятую на вооружение ещё её отцом в конце семидесятых годов стратегию. Уже тогда Ротшильды хорошо понимали, что французский и европейский винный рынок насыщен и нужно искать новых потребителей. Так, в 2002 году Филиппина Ротшильд основала в Чили новую компанию Philippe De Rothschild Maipo Chile, которая начала производство двух марочных вин из чилийского винограда, ориентированных на американский рынок. Однако и без заокеанских производств масштабы винодельческого хозяйства Ротшильдов впечатляет, ведь оно позволяет выпускать 50 миллионов бутылок вина ежегодно.

Основное внимание, конечно, к самому известному вину, «Шато-Мутон Ротшильд», основой которого является виноград сорта Каберне-Совиньон. За сохранением наиболее полезных и важных свойств винограда и правильным их применением неусыпно следят лучшие специалисты, которые к тому же заботятся о совмещении старинных винодельческих традиций с использованием новейших технологий и самого современного оборудования. Весь виноград собирается исключительно ручным способом и сразу помещается в деревянную упаковку. На период брожения он попадает в специальный чан, сделанный из дуба, причём используется особо ценная древесина, полученная из наиболее старых деревьев региона. Выдерживается вино «Шато-Мутон Ротшильд» в свежеизготовленных дубовых бочках.

Великие вина: “Шато Мутон-Ротшильд” – виноделие “от-кутюр”

Все началось во Франции в далеком 1855 году. В Париже намечалось проведение Всемирной выставки достижений промышленных держав. Император французов Наполеон III (племянник Наполеона Бонапарта), человек страстный, но обладавший практическим умом, человек, в котором, по словам В. Гюго, “голландец обуздывал корсиканца”, решил навести порядок в хаосе виноторгового рынка своей страны.

Проблема зрела давно. Необоснованное завышение цен на заурядные вина, проблемы с контролем производства в виноделии, частые фальшивки, попадавшие на рынок и портившие репутацию заслуженных хозяйств – вот одни из многих причин, которые побудили императора и его чиновников навести хотя бы элементарный порядок в иерархии французского виноделия.

К этому времени вина Бордо уже были известны по всему миру и с успехом экспортировались в ряд стран Европы: Великобританию, Нидерланды, Россию. В 1855 году задача создать именно таблицу качества вин не стояла. Торговая палата Бордо просто хотела устроить винное шоу на выставке в Париже и занялась наиболее известными в то время винами – красными винами О-Медока, Haut Brion из Грава и сладкими белыми винами Сотерна.

Были собраны образцы, рассмотрены цены, по которым продавались вина последних урожаев. Назначили пять категорий от “Premier Cru” до “Cinqiueme Cru”, оставив наиболее важный (на взгляд представителей торговой палаты Бордо) критерий – цены. Организаторы посчитали, что лучшее вино будет самым дорогим. Классификация проводилась по соотношению “цена-качество” и, надо признать, она оказалась успешной, потому что с тех пор мало что изменилось.

Высшую категорию “Lers Premiers grands crus classes” (Премье гран крю классe) и право именоваться великими получили четыре вина: “Шато Марго”, “Шато Латур”, “Шато О-Брион” и “Шато Лафит-Ротшильд”. Шато Мутон-Ротшильд элементарно не повезло. Какие обстоятельства повлияли на решение экспертов – не известно. Может быть, свою отрицательную роль сыграло то, что за два года до этого виноградник был приобретен английским банкирским домом Ротшильдов и будущее великого вина вызывало сомнение. Но факт остается фактом: вино, по всем параметрам не уступавшее первым четырем, оказалось в рейтинге вин Медока категории гран крю классе на ступеньку ниже.

В 1853 году Барон Натаниель де Ротшильд, принадлежавший к английской ветви банкирского рода, приобрел замок “Бран-Мутон” и назвал его “Шато Мутон-Ротшильд”. Это имение, где производилось превосходное вино, как это ни странно, длительное время не интересовало никого из семьи. Лишь в 1922 году барон Филипп, очарованный красотой поместья, взял управление им в свои руки. Главной целью он поставил сделать свое поместье уникальным, а вино – лучшим в мире.

За шестьдесят лет своего управления хозяйством барон в полной мере проявил силу своей личности и присущий ему инстинкт новаторства. В 1924 году в “Шато Мутон-Ротшильд” стали разливать вино по бутылкам непосредственно в своем замке, тем самым взяв на себя дополнительную ответственность за качество предлагаемой потребителям продукции. В 1926 году по заказу барона был сооружен знаменитый “Большой винный склад”, имеющий 100 метров в длину и являющийся в настоящее время одной из главных достопримечательностей поместья. При хозяйстве был создан музей виноделия и искусства.

Справка “Шато Мутон-Ротшильд”

Левобережье Бордо. Пойяк.
Площадь: 82 га.
Процентное отношение сортов: 5 га – белые сорта; 77 га – красные сорта.
Красные сорта: Каберне Совиньон – 80%, Каберне Фран – 10%, Мерло – 8%, Пти Вердо – 2%
Белые сорта: Семильон – 50%, Совиньон Блан – 48%, Мюскадель – 2%
Средний возраст лоз: 50 лет
Ожидаемый период созревания вина: 12 – 40 лет после года сбора урожая
Выдающиеся урожаи: 2010, 2008, 2006, 2003, 2002, 2000, 1998, 1996, 1995, 1989, 1986, 1982.

Филипп де Ротшильд, положил не один десяток лет на то, чтобы доказать право хозяйства на статус Первого Гран Крю.

Его старания увенчались успехом в 1973 году. “Мутон” стал первым, и это был беспрецедентный случай в истории классификации Медока. Тогда же был изменён девиз шато. Раньше он был таким: “Первым быть не могу. До второго не снисхожу. Я – Мутон”. Теперь он звучал так: “Я – первый. Я был вторым. Но Мутон не меняется”.

Филипп де Ротшильд умер в 1988 году, оставив своё дело дочери Филиппине де Ротшильд. Этикетку вина урожая 1987 года, ставшее последним при жизни барона Филиппа, украшает посвящение покойному с подписью дочери.

Во время Второй Мировой Войны пострадало большинство бордосcких шато. Практически все вина были увезены в Германию. Множество винных коллекций было уничтожено. Хозяйствам Ротшильдам повезло, хотя нацисты в первую очередь хотели разрушить именно замки Ротшильдов. Скорее всего, это было связано с еврейским происхождением их хозяев. Германский комендант Бордо взял замки под свой личный контроль и решил оставить лучшие вина себе. Он брал бутылки из погреба для себя лично, но основную часть коллекции не трогал. Так что оба шато (“Мутон” и “Лафит”) не были расхищены. Правда, во время оккупации хозяйством никто не занимался, и “Шато Мутон-Ротшильд” пришло в упадок.

В 1945 г. барон Филипп де Ротшильд привлекает художников для создания ежегодных произведений живописи, изображаемых на верхней части этикетки вина. В разные годы авторами рисунков были Пабло Пикассо, Марк Шагал, Жан Кокто, Энди Уорхол, Джон Хьюстон. Из русских художников с историей хозяйства были связаны Павел Челышев (урожай 1956 г.), Марк Шагал (1970 г.), Василий Кандинский (1971 г.), Сергей Поляков (1972 г.), Илья Кабаков (2002 г.). Художникам предоставлялась полная свобода творчества, но с небольшой оговоркой – в сюжете должны присутствовать три основополагающих элемента: вино, баран и виноградная лоза. Гонорар художника – это несколько ящиков вина урожая двух разных лет, но один из которых того года, для которого автор и создавал этикетку.

Вина Шато Мутон Ротшильд разных годов:

Справка: Производство вина “Шато Мутон – Ротшильд”

Сбор урожая проводится вручную. Собранный виноград помещают в маленькие корзины. Когда ягоды поступает в цех с чанами, весь урожай сортируется на столах до того, как производится отделение ягод от гребней, чтобы отделить весь растительный материал и сохранить только полностью созревшие ягоды. Чаны изготовлены из дерева. Алкогольная ферментация занимает приблизительно одну неделю. При завершении ферментации и мацерации (4-5 недель) вино переливают в новые дубовые бочки. После стадии яблочно-молочной ферментации вино смешивают. Позже его выдерживают в бочках от 18 до 22 месяцев. Вино регулярно декантируют каждые 4 месяца, для того чтобы произвести высоко танинные вина с хорошим потенциалом выдержки.

В настоящее время делами поместья занимается баронесса Филиппина де Ротшильд, которая является духовным лидером хозяйства и всей винодельческой империи. Баронесса выделила основной принцип создания выдающихся вин от “Шато Мутон-Ротшильд” – виноделие “от-кутюр”, что означает неизменный, высочайший уровень производимых вин и возведение виноделия в ранг искусства.

Младшее поколение Ротшильдов также выходит на арену большого винного бизнеса. Сегодня делами компании занимается Жюльен де Бомарше де Ротшильд. В своих многочисленных интервью он утверждает, что вино представляет собой культурологический продукт – синтез традиционного и инновационного виноделия, а также высокого искусства. Жюльен говорит, что вино, как и любое произведение искусства, не только алкоголь, но и средство создания атмосферы праздника и устойчивого стиля жизни.

Справка. Жюльен Деларю Карон де Бомарше де Ротшильд

Родился в Париже в 1971 г. Антиквар, галерист. Младший сын баронессы Филиппины. Отец – Жан-Пьер де Бомарше (библиограф, эссеист, прямой потомок дочери великого драматурга).

  • 2005 г. – Директор “The Rothschild Archive Trust”.
  • 2011 г. – Завершение реконструкции “Château Clerc Milon”.
  • 2012 г. – Президент группы “Premium Familiae Vini” от группы “BPDR”

С приходом новой команды определились и новые тенденции в развитии винной империи Ротшильдов. Прежде всего, большее значение, помимо традиционного “Шато Мутон-Ротшильд”, стало уделяться развитию винодельческих проектов в других странах. Помимо проектов в Новом Свете (Opus One – совместный проект с Р. Мондави; “Almaviva” – совместный проект с “Vina Concha y Toro”), обозначились проекты на развивающемся быстрыми темпами азиатском рынке (Китай).

Идет развитие сегмента “второго вина” хозяйства – “Mouton Cadet”. Стиль вина, в своем лучшем выражении, выражен в многозначной роскоши, оставаясь при этом утонченным и разноплановым. Это вино с четко выраженной структурой, упругими танинами и сочным вкусом. Вкусовая щедрость позволяет употреблять “Мутон” в молодом возрасте, но лучший вкус дает при длительной выдержке.

Но, несмотря на все метаморфозы, баронесса Филиппина настаивает, что главное в поместье “Шато Мутон-Ротшильд” – это его вино, неповторимый “Первый Мутон”.

Шато «Mouton-Rothschild» – наивысший класс винодельческих хозяйств в Бордо

Винодельческое хозяйство коммуны Пойак (Appellation Pauillac Controlee).

В 1973-м официально присвоен статус I класса – наивысший класс для винодельческих хозяйств в Бордо.

История винодельни

История хозяйства начинается с 1853 года, когда барон Натаниэль Ротшильд — купил Chateau Mouton. Далее, почти 70 лет хозяйство находилось в запустении, пока в 1922 году им не заинтересовался молодой барон Филипп де Ротшильд.

Дерзкий девиз

В 1973-м поместью официально присвоен статус I класса, что позволило вычурно красноречивому барону сменить свой дерзкий девиз на этикетках с «Premier ne puis, second ne daigne, Mouton suis» (Первым быть не могу, вторым — не хочу, называюсь Мутон) на «Premier je suis, second je fus, Mouton ne change» (Первым стал, вторым был, Мутон не меняется).

Уникальные этикетки

Особенность Mouton-Rothschild — винные этикетки, которые являются предметом коллекционирования. Начиная с 1945 года, барон Филипп де Ротшильд заказывал художникам картины, олицетворяющие очередной год урожая, которые и помещались на этикетки. Картины писались с условием изображения на них образа барана, вина и виноградной лозы. Работы для Mouton-Rothschild выполняли, например: Миро, Пикассо, Шагал, Кокто, Уорхол и многие другие известные художники.

Барон Филипп де Ротшильд умер в 1988 году, и роль духовного лидера в винодельческой империи Ротшильдов перешла к его дочери Филиппины де Ротшильд. Примечательно вино урожая 1987 года, ставшее последним при жизни барона, украшает трогательное посвящение покойному за подписью его дочери, помещенное на этикетку, что стоит никак не меньше целой бутылки этого бордо.

Официальная классификация

Это поместье имеет официальную классификацию (В 1973-м официально присвоен статус I класса).

Классификация Роберта Паркера — превосходно (1 класс).

Выращиваемые сорта винограда

Красные вина

Площадь виноградника: 185,2 акров (75 гектаров).

Сорта винограда:

  • Cabernet-Sauvignon 80%;
  • Merlot 8%;
  • Cabernet-Franc 10%;
  • Petit Verdot 2%.

Объём производства вина составляет 400 000 бутылок из которых 14 400 бутылок белого вина.

Период зрелости: 12-40 лет после сбора урожая.

Средний возраст лозы: 45 лет.

Кроме «первых» вин шато Мутон Ротшиль выпускает и «вторые», более демократичные по цене вина.

Урожаи
(по классификации Р. Паркера, максимальная оценка 100)

Красные вина:

2003 — 95-98
2002 — 94-96
2001 — 91-93
2000 — 97
1999 — 93
1998 — 92
1997 — 92
1996 — 94
1995 — 95
1994 — 91
1993 — 90
1992 — 88
1991 — 86
1990 — 87
1989 — 92
1988 — 90
1987 — 88
1986 — 100
1985 — 92
1984 — 85
1983 — 90
1982 — 100
1981 — 84
1980 — 74
1979 — 85
1978 — 87
1977 — 66
1976 — 85
1975 — 90
1974 — 69
1973 — 65
1971 — 86
1970 — 82
1967 — 70
1966 — 90
1964 — 55
1962 — 90
1961 — 92

Вы можете посетить шато Mouton-Rothschild

В течение летнего сезона (с апреля по конец октября), Шато Mouton-Rothschild открывает свои двери для гостей.

Как добраться и схема проезда на карте

Чтобы получить дополнительную информацию о возможности визита в Шато, возможности дегустаций и их стоимости, просьба обращаться в «Клуб Мутон» в Замке Мутон Ротшильд:

Chateau Mouton Rothschild (Шато Мутон Ротшильд)

В 1853 году барон Натаниэль Ротшильд, представитель английской ветви известной фамилии, купил неподалеку от Бордо, в Верхнем Медоке, имение Chateau Mouton, и добавил к названию свою фамилию. Так появилось хозяйство Chateau Mouton-Rothschild. «Mouton» в переводе с французского означает «баран», многие остряки начали называть так самого барона, намекая на его упрямство в восстановлении былой славы виноградника.

Через два года, в 1855 г., Наполеон III повелел определить лучшие бордоские вина для Всемирной выставки, открывающейся в Париже. Официальная классификация была проведена, и виноградники восемнадцати хозяйств Пойяка (шестьдесят одного хозяйства провинции Бордо) обрели свое место в табели о рангах. Виноградники Chateau Mouton, заложенные еще в 1730 г. бароном Жозефом де Брани и когда-то славившиеся по всей округе, Синдикат винных куртье не поместил в Premier Grand Cru Classe, а присвоил им всего лишь вторую категорию, несмотря на цену и качество вина. Причина этого до сих пор не ясна, возможно, виноградник исключили из-за того, что владелец был не французом.

Тогда барон решил, что это было неудачной идеей, и уехал обратно в Англию, сказав на прощание фразу: «Premier ne puis, second ne daigne. Mouton suis!! («Первым быть не могу, вторым – не хочу. Остаюсь Мутоном (Бараном)!»). Это высказывание позднее стало девизом его правнука, барона Филиппа де Ротшильда, который в 1922 г. выпросил у матери в подарок Chateau Mouton Rothschild. С этого момента и началась история одного из величайших вин Франции.

Молодой Ротшильд заново отстроил все здания, уже практически развалившиеся к тому времени и всерьез занялся виноградниками. Уже в 1929 году ему удалось создать настоящий шедевр – вино Chateau Mouton Rothschild урожая этого года до сих пор является украшением энотек.

В 1933 году барон Филипп увеличил свои владения, купив соседнее поместье Chateau d`Armailhac и виноградник, и начал выпускать отменное вино Mouton Сadet другой ценовой категории. Филипп Ротшильд, считавшийся в семье cadet`ом – то есть младшим, закрепил свое «авторство» этим напоминанием.

Барон был первым в Бордо, кто отказался от продажи вина в бочках посредникам, и сам занялся розливом вина. Первые бутылки вина 1924 года украсила кубистская композиция и та самая легендарная фраза Натана Ротшильда. А с 1945 года барон стал заказывать картины для этикеток известным художникам. Картины писались с условием изображения на них образа барана, вина и виноградной лозы. Гонораром художника было несколько ящиков вина урожая двух разных лет, но один из которых непременно того года, для которого автор и создавал этикетку.

Сначала это были друзья барона – Жан Гюго, Жан Кокто, Мари Лорансен. В 1955 году известный кубист Жорж Брак, не принадлежавший к близкому окружению Ротшильда, сам обратился к виноделу с просьбой сделать этикетку для его вина. Отныне мэтры современного искусства (Дали, Шагал, Миро и многие другие) по собственному почину и, понятное дело, с согласия Филиппа де Ротшильда, создают этикетки для великого вина, так и не вошедшего в классификацию французских вин. Правда, сюжеты Кандинского и Пикассо появились на бутылках Chateau Mouton Rothschild уже после смерти великих художников, как дар вдовы Кандинского и дочери Пикассо.

Эксперты стали называть вина по именам художников, которые создали этикетку для этих вин. Например: «Жорж Брак (1955 г.) – превосходный урожай! Глубокий вкус, сбалансированный букет и т.д.». Или: «К сожалению, Генри Мур (1964 г.) не отличается особыми достоинствами. Сладкий букет с тоном подгорелости». Или: «Пьер Алешинский (1966 г.) – выдающееся бордо! Терпкое, суховатое, с развивающимся букетом с оттенками табака, кедра, пряностей… роскошное вино!» Исключением стало вино урожая 2000 года, которое было выпущено в позолоченных бутылках. В 1953 году, в честь столетия вина Chateau Mouton Rothschild на этикетке был изображен портрет прадеда Филиппа, Натана Ротшильда. В 1977 году поместье посетили английская королева Елизавета Вторая и Королева Мать, и в ознаменование этого визита была разработана специальная этикетка.

Дважды за всю историю специальных этикеток были годы, когда в один год использовались две этикетки. Первый раз это случилось в 1978 году, когда монреальский художник Жан-Поль Риопелль предоставил два дизайна этикетки. Барону Филиппу Ротшильду они понравились оба, поэтому и были использованы две этикетки. В 1993 году этикетка Мутона, представлявшая собой карандашный рисунок обнаженной нимфы французского художника Балту была административно запрещена к использованию в США. Поэтому для американского рынка была сделана этикетка с пустым местом вместо рисунка, и за обеими версиями начали охотиться коллекционеры.

В 1973 г. Chateau Mouton Rothschild официально был присвоен класс Premier Grand Cru Classe или просто Grand Cru. Chateau Mouton Rothschild встало рядом с легендарными Шато Марго (Chateau Margauх), Шато Латур (Chateau Latour), Шато Лафит (Chateau Lafit), Шато О-Брион (Chateau Haut-Brion), составившими отныне хрестоматийную пятерку лучших хозяйств и великих вин Франции. Филипп де Ротшильд был единственным, кому удалось внести поправки в винную классификацию 1855 года. Из-за этого барон сменил традиционную надпись. Отныне она утратила оттенок стоицизма, но не потеряла прежнего упрямства: «Premier je suis, second je fus, Mouton ne change!» (Первым стал, вторым был, но остаюсь бараном).

Самые удачные вина последних лет были произведены в 1982 и 1986 гг. Непререкаемый авторитет Роберта М. Паркера, давшего им высшую оценку в 100 баллов, – подтверждение тому. По поводу вина урожая 1982 г. он писал: «При каждой возможности продегустировать это бордо, одно из самых превосходных вин на моей памяти, я опасаюсь обнаружить нечто меньшее, чем абсолютное совершенство…» А вот его характеристика вина урожая 1986 г.: «Непроницаемая черно-рубиновая окраска просто сенсационна. Букет с оттенками минеральных солей, черной смородины, придымленным тоном свежего дуба и восточных пряностей как бы извергается из бокала. На вкус вино обладает невероятной насыщенностью, полнотой, сказочно долгим послевкусием и… абсолютным совершенством». Сегодня это одно из самых дорогих вин на планете и вожделенный раритет любой энотеки. Не один ресторан, претендующий хотя бы на две «мишленовские звезды», обязательно включит это вино в свою винную карту. Chateau Mouton Rothschild – официальное вино Каннского кинофестиваля и хрестоматийный пример винодельческого искусства в трудах энологов.

Барон умер в 1988 году, и управлять хозяйством стала его дочь, баронесса Филиппина де Ротшильд. Вино урожая 1987 года, которое стало последним при жизни барона, украшает трогательное посвящение покойному за подписью его дочери, помещенное на этикетку, что стоит никак не меньше целой бутылки этого бордо.

Сейчас площадь виноградников составляет 75 гектаров, там выращиваются Каберне Совиньон (80%), Мерло (8%), Каберне Фран (10%), Пети Вердо (2%). Средний возраст лозы – 45 лет. В год хозяйство Chateau Mouton Rothschild производит 400 000 бутылок вина, из которых 14 400 бутылок белого вина. Период зрелости вина составляет 12-40 лет после сбора урожая.

Вино Chateau Mouton Rothschild (Шато Мутон Ротшильд) — история создания шедевра французских виноделов, обзор

wine_diary
[ blogovine ]

. если бы Леонардо рисовал фантики для конфет.

Есть любовь и есть брак. Есть вера и есть церковный ритуал. Есть фундаментальная наука и есть прикладная. Есть, наконец, высокое искусство и – искусство прикладное, оформительское. Ну, вот как если бы Леонардо да Винчи рисовал фантики для конфет. Или – винные этикетки. Никому не надо объяснять разницу между этими вещами, все ее чувствуют. Хотя, конечно, в жизни все эти понятия и реалии спутаны. Иногда в редких счастливых случаях брак есть любовь, иногда религиозный человек действительно верует, иногда в ходе прикладных научных экспериментов рождается фундаментальное знание об устройстве мира. Как говорится, иногда бывает всё. Иногда художник просто оформляет какой-нибудь интерьер, но если это фреска Сикстинской капеллы или роспись потолка в Парижской Гранд Опера – то такое “прикладное” искусство мы уже вносим в Пантеон Великого Искусства и пишем с большой, очень большой, буквы.

Художник на винодельне

Владельцы шато Мутон-Ротшильд, производящие свое знаменитое вино категории Premier Grand Cru Classe придумали ещё в сороковые годы ХХ века привлекать к созданию винных этикеток не рядовых оформителей, а настоящих, больших, даже – всемирно известных художников своего времени. И положили тем самым начало традиции, которая не прерывается по сей день.

Казалось бы – чего тут особенного? Это может рассматриваться и как обычная, ну, чуть более изобретательная, деятельность производителя по продвижению своей винодельческой продукции. Но – тут как раз тот случай, когда время само по себе – вроде бы совершенно внехудожественный фактор – начинает вдруг вносить дополнительное художественое содержание. Сама долговрменость и непрерывность мероприятия превращает его в совершенно уникальный художественный проект. Такой длительный арт-марафон и не снился современным устроителям художественных акций. Почти семьдесят лет!

Не так всё просто

Тут необходимо заметить, что середина прошлого века – это время, когда дизайн ещё только начинал свое победоносное шествие в культуре. Это сейчас всё на свете подвергается тотальной эстетической обработке. Всякое изделие, всякая вещь, всякий товар непременно упаковывается в красивый дизайн. Эстетика “подачи” товара, продвижения товара к потребителю стала важным средством удвоения сущности, умножения потребительской стоимости. Всего за полвека изначально второстепенная, обслуживающая коммерческие цели работа художника превратилась в самостоятельную профессию, престижную и модную.

А в те давние годы художник стеснялся “обслуживать” торговлю, это считалось сильно приземленным видом художнической деятельности, и “творца” надо было ещё уломать “снизойти” до оформления винной этикетки. То есть, виноделу надо было довольно плотно вращаться в художественных кругах, и вообще, быть своим в сфере культуры, чтобы суметь увлечь такой идеей какую бы то ни было знаменитость от искусства. Барон Филипп де Ротшильд – правнук первого владельца шато, Натаниэля Ротшильда – возродивший начинание своего прадеда после 1922 года, таким и был.

Землю попашут – попишут стихи

Ротшильды вообще обладают широкой гаммой талантов: барон Филипп перевел на французский язык стихи поэтов елизаветинской эпохи и пьесу драматурга Кристофера Фрея “Не сжигайте леди”. Его дочь Филиппина была отмечена как актриса, а племянница Николь стала кинорежиссером. Лорд Виктор Ротшильд, глава лондонской ветви семьи – известный биолог, преподававший в Кембридже. Леопольд де Ротшильд – признанный пианист. А Генри Ротшильд известен всему миру как Андре Паскаль.

Но самый главный и общепризнанный талант семейства – извлекать немалые деньги из любого хобби. Филипп де Ротшильд как раз и принадлежал к той породе людей, о которой Чехов как-то сказал свое знаменитое: человек, умеющий наладить производство канители, ничем не хуже и не ниже человека, умеющего нарисовать лошадь. Ротшильды сумели великолепно наладить своё “производство кантители”. Они умеют создавать действительно хорошее вино. Их Chateau Mouton Rothscild – из разряда так называемых великих вин. Оно входит в королевскую пятерку лучших вин Бордо: В 1973 г. Мутон-Ротшильду официально присвоили статус 1 класса. Если до этого на их винных этикетках красовался девиз “Первым быть не могу, вторым – не хочу, называюсь Мутон” (“Premier ne puis, second ne daigne, Mouton suis”), то с 1973 года барон его переписал на “Первым стал, вторым был, Мутон не меняется” (“Premier je suis, second je fus, Mouton ne change”).

Художник и тщеславие

Будучи человеком разносторонних интересов, Филипп де Ротшильд общался со многими художниками, писателями и поэтами. Многие из них были его друзьями. Гостями шато были Пабло Пикассо, Леон Бакст, Сальвадор Дали, Марк Шагал, Жан Кокто. Сначала гении не спешили снизойти до такой мелочи, как оформление бутылочной наклейки. Но личная дружба барона со знаменитостями сыграла свою роль, и когда на этикетках засветились великие имена, то уговаривать уже никого не приходилось. Тщеславие – спутник гения, оказаться в компании избранных было довольно лестно. И в 1955 г. Жорж Брак уже сам предложил Ротшильду свои дизайнерские услуги. За ним последовали этикетки от крупнейших художников эпохи – Пабло Пикассо, Сальвадора Дали, Жоана Миро, Марка Шагала, Энди Уорхола. В 2002 году этикетку для Мутон Ротшильд нарисовал Илья Кабаков. Принц Чарльз, большой художник, отметился со своим осенним пейзажем в 2004 году. Это стало весьма престижно – поучаствовать в марафоне Ротшильдов, просто ради славы. Ну, и в награду художники по традиции получают десять ящиков красного Шато Мутон Ротшильд, с этикетками собственного производства. И это совсем не символический приз – на Сотбис бутылка 2000 года уходила по цене от 15 до 25 тысяч долларов.

Выставка баронессы

Некоторое время назад наследница виноградников, баронесса Филиппина де Ротшильд, придумала возить по миру художественую выставку с коллекцией знаменитых этикеток. Четыре года назд она была и в России, и наши арткритики весьма обоснованно называли эту выставку энциклопедией искусства ХХ века, настолько широк и представителен список ее авторов. В сети полно информации об этом событии, хотя лучше ознакомиться с этой коллекцией на сайте самих Ротшильдов, где всё это можно найти в полном объеме, или на одном из сайтов об искусстве, где изображения этикеток выложены в несколько лучшем разрешении.

Наши – лучшие!

Интересно сравнивать этикетки друг с дружкой. И хотя в режиме реального времени никто там ни с кем не соревновался – каждая этикетка возникала раз в год как индивидуальное авторское высказывание – тем не менее, когда воспринимаешь их все вместе, легко конструируется ситуация некоего художественного конкурса, на который поданы различные заявки с вариантами прочтения одной и той же композиции. Надо думать, опосредованно соревнование всё же было – каждый последующий художник не должен был ударить в грязь лицом на фоне произведений предыдущих.

Я изучила всю коллекцию, и при просмотре у меня случился приступ патриотизма – на мой взгляд, “наши” уверенно среди лучших. Правда, так скажем, в командном зачете. Так как индивидуальную пальму первенства я бы отдала этикетке Пикассо. Её хоть делал и не сам мэтр – к тому времени его уже не было в живых, и в этикетке была использовано его произведение с разрешения наследников – тем не менее сделано это было весьма талантливо и оригинально. Но этикетки Марка Шагала, Кандинского и Ильи Кабакова – безусловно, одни из лучших. Чтобы быть совсем уж справедливыми, следует ещё выделить несколько этикеток, например, замечательные вещи Роберта Уилсона или Энди Уорхола. А Дали – разочаровал.

Итак, виноделие и большое искусство подолжают встречаться под эгидой дома Ротшильдов вот уже почти семьдесят лет. Интересно, кто из известных художников современности удостоится чести стать очередным оформителем этикетки в наступающем сезоне сбора урожая на виноградниках шато Мутон-Ротшильд?

***
Шато Мутон-Ротшильд, Бордо
Площадь виноградника: 185,2 акров (75 гектаров)
Сорта винограда:
Cabernet-Sauvignon 80%
Merlot 8%
Cabernet-Franc 10%
Petit Verdot 2%
Объём производства: 400 000 бутылок
Период зрелости: 12-40 лет после сбора урожая.
Средний возраст лозы: 45 лет.
“Первое” вино: красное сухое Chateau Mouton Rothschild
“Вторые” вина: красное сухое Le Petit Mouton de Mouton Rothschild и белое сухое l’Aile d’Argent

Источники:
http://altavina.ru/blog/articles/great_wines_ch_teau_mouton_rothschild_wine_haute_couture/
http://www.vins-france.ru/bordeaux/pauillac/mouton-rothschild.htm
http://www.bahys.com/ru/producers_of_alcohol/c/chateau_mouton_rothschild/
http://wine-diary.livejournal.com/202634.html
http://vzboltay.com/alcohol/wine/1177-chernyy-doktor.html

Ссылка на основную публикацию